EXIT О Всеволожском районе
    Всеволожский район Ленинградской области расположен в южной части Карельского перешейка и формирует восточные и северо-восточные пригороды Санкт-Петербурга.
    Всеволожский район образован в 1936 году.
    Площадь района составляет 2945,4 кв.км. Наибольшая протяженность района с севера на юг 82 километра, с запада на восток 56 километров.
    Население района насчитывает 190 тыс. чел. В последние годы наблюдается прирост населения за счет переселенцев из других областей и государств. Географическое положение района очень благоприятно для его хозяйственного развития. Особенно большое значение имеет близость к Санкт-Петербургу.
    В прошлом территория района развивалась в первую очередь как перекресток Великого водного пути "Из варяг в греки" и сухопутного пути между Русью и Скандинавией.
    О славном прошлом напоминают многочисленные памятники старины. Район занимает одно из ведущих мест в области по их количеству и исторической значимости. Всего насчитывается более 150 памятников истории, архитектуры и искусства и 57 братских воинских захоронений.
    Великие личности оставили свой след на Всеволожской земле: Петр Великий, Александр Пушкин, Александр Грибоедов, Иван Павлов, Алексей Толстой.
    Средоточием культурной жизни столицы России были усадьбы Приютино, Колтуши, мызы Рябово, Вартемяги. Район имеет несколько музеев, множество охраняемых памятных мест. В дни ленинградской блокады по территории района проходила легендарная Дорога Жизни.
    Всеволожский район единственный в области имеет линию метрополитена (станция "Девяткино") и аэропорт "Ржевка". Хорошо развита сеть автодорог с твердым покрытием, железнодорожное сообщение.
    Южную часть района пересекает автомобильная дорога общероссийского значения "Санкт-Петербург - Мурманск". Район имеет причалы на Неве. Более 10 процентов площади района - ценные природные объекты и особо охраняемые территории. Благодаря Ладожскому озеру в районе одна из лучших по качеству и чистоте вода. Двадцать процентов воды жители получают из природных скважин. Всем известно месторождение лечебной минеральной воды в Разметелево. Центром района является г.Всеволожск с населением около 40 тыс. чел. Расстояние от Санкт-Петербурга до Всеволожска 24 км.
    Более подробнее о г. Всеволожск и о районе можно почитать на тематическом сайте Всеволожск "Открытая книга"

Историческая справка
    Земли Всеволожского района были заселены с древнейших времен. Стоянки первобытных охотников периода неолита были обнаружены в разное время в п.Токсово (у Комендантской горы и на Чайном озере), а также в Лемболово.
    Наиболее ранние летописные упоминания о народах, населявших Приневский край, восходят к 11-12 вв. В то время здесь обитали племена финно-прибалтийской подгруппы и славяне (т.н. словене).
При Иване III край был окончательно присоединен к русским владениям. Интенсивно развивается товарообмен между поселениями и городами Ореховец (Орешек), Корела (Кексгольм-Кякисалми-Приозерск), Выборг и Старая Ладога, находившимися по обе стороны русско-шведской границы.
    Основную часть земель современного Всеволожского района занимала тогда северная часть Ореховецкого уезда (присуда), которая была поделена на четыре погоста: Кельтушский (Колтуши), Городненский (современный пос. им.Морозова), Корбосельский (Карабсельки) и Куйвашский (Куйвози).
    Ядром будущего города Всеволожска стали три деревни Рябовы, которые, наряду с такими населенными пунктами, как Вартемяги, Матокса, Токсово, Осельки, Сярги, были упомянуты в "Переписной окладной книге по Новугороду Вотской пятины 1500 года".
    В начале XVII столетия Приневский край был завоеван шведами, которые назвали его Ингерманландией (по коренному финскому названию края Инкеринмаа). Шведские власти стали высылать сюда крестьян из Финляндии.
    Формирование Всеволожска началось с появлением здесь русских землевладельцев после победоносной для России Северной войны 1700-1721 годов. Петр Великий раздавал земли вокруг Петербурга своим сподвижникам, переселявшим на них крестьян из внутренних районов России. Так появились нынешние населенные пункты Мурино, Ириновка, Бугры и другие. При этом финское население сохранило свою самобытность, язык, религию, культуру.
    В 1708 году Приневский край был включен в Ингерманландскую (Петербургскую) губернию. Шлиссельбург (Орешек-Нетэборг) стал центром одноименного уезда, север которого и составляет сейчас основу современного Всеволожского района. На месте Всеволожска возродилось несколько мыз, в том числе и мыза Рябово. В числе ее первых владельцев были: сподвижник Петра светлейший князь А.Меньшиков, вице-губернатор Петербургской губернии Е.Пашков, придворный банкир времен Екатерины Второй И.Фредерикс.
    Дворянское семейство Всеволожских появилось в этих местах в 1818 году, когда мызу Рябово купил "русский Крез" камергер Всеволод Андреевич Всеволожский, владевший усадьбой до своей смерти в 1836 г. Его правнук В.П.Всеволожский, последний из династии, вынужден был покинуть имение в 1917 году...
    В районе немало памятных и исторических мест. Далеко за пределами Ленинградской области известно Приютино - бывшая усадьба президента Академии художеств А.Н.Олеина, у которого бывали выдающиеся деятели российской культуры, в т.ч. А.С.Пушкин.
Станция Всеволожская появилась после завершения строительства Ириновской железной дороги в 1895 году. Вокруг нее вырос дачный поселок, ставший в период между мировыми войнами районным центром Ленинградской области.
    В 1920 году по Тартускому договору Ингерманландия осталась в составе Советской России.
Как и для всей страны, тяжелым испытанием для района стали годы Великой Отечественной войны. Однако Всеволожский район не был оккупирован гитлеровцами. В 1941-1945 годах здесь проходила Дорога Жизни. Начиналась она у Ржевки, потом уходила все дальше от Ленинграда на Ковалево и Приютино, у Румболовской горы пересекала п.Всеволожский, а за Корневым поворачивала на Рахью, Борисову Гриву, Ваганово, пока, наконец, не упиралась в берег Ладожского озера. В период блокады Ленинграда автомобильный и железнодорожный пути через район были единственной связью осажденного города с Большой землей. Днем и ночью по ледовой дороге шли тысячи машин и боеприпасы. Как память о тех трагических днях в центре эмблемы Всеволожска изображен памятник "Разорванное кольцо", установленный на берегу Ладожского озера.
    После войны большое место в жизни и труде всеволожцев стали занимать вопросы мирного строительства. Значительный вклад в дело восстановления Ленинграда и области внесли Правобережное объединение строительных материалов, т/п "Ириновское", завод им.Морозова; был восстановлен из руин Дубровский ЦБК в виде предприятия по комплексной переработке древесины. Возникли новые производства: Ленинградский завод ЖБИ, РМЗ, ЖБИ-4, ГИПХ, ЭЗТАБ и другие. Предприятия строили жилье, школы, детские сады, благоустраивали район. Серьезным вкладом в развитие транспортных связей районного центра явилось открытие в мае 1958 года электрифицированного железнодорожного маршрута от Ленинграда до Мельничного Ручья и разработка проекта дальнейшей электрификации Ириновской магистрали.
    1 февраля 1963 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР п. Всеволожский получил городские права - стал городом Всеволожском.